Сукхотай — развалины древнего города в Таиланде. Для тех кто ценит…

Егор

В Таиланде с 2012 года, пишу полезные статьи с ошибками, путешествую, занимаюсь спортом.

По всем вопросам пожалуйста пишите в комментариях.

Так же занимаюсь организацией экскурсий на Пхукете: Th-tours.ru
Сукхотай — развалины древнего города в Таиланде. Для тех кто ценит…
5 (100%) 1 голосов
 Сукхотай переводиться как — Расцвет счастья
Часть храма  Махатхат  — «Wat Mahathat». Сукхотай Тайланд. 

 

Основанный в 13 веке Сукхотай был действительно первым независимым от Кхмеров Тайским царством. Которое достигло золотого века культуры во времена правления Короля Рамакхамхаенга. Брошенные и заросшие травой в течении многих веков грандиозные храмы и памятники истории этого великолепного города были восстановлены в историческом Парке Сукхотай. Одном из самых важных исторических мест во всей Южной Азии. Здесь действительно можно прикоснуться к истории, которую сквозь века хранит давно покинутый его создателями завораживающий и таинственный древний город Сукхотай.

Эта статья  будет интересна и полезна:Тем кто собирается посетить Сукхотай в ближайшее время;
Тем кому нравится и интересна культура и история Тайланда;
Заинтересован в истории Буддизма;
Содержание:
(это для удобства чтения и написания, кому-то интересно прочитать что-то дно, кому-то что другое…)
  1. Логистика или как добраться.
  2. Где остановиться и передвижение на месте;
  3. Исторические заметки — самая интересная часть;
  4. “Борьба с жарой и ароматы Манго” — О посещении исторического парка;
  5. Важные исторические моменты в Буддизме на территории Сукхотая;
  6. Список основных 10 Храмов (всего их около 50ти).
  7. Как мы добирались;
   
   Поехали…

1. Логистика или как добраться

Расположен в 450км., на север от Бангкока и 350 на Юг от Чинаг-маи. Добраться проще всего автобусом из Бангкока. На автобусе из Бангкока ”Mochit Terminal” это занимает где-то 6-7 часов езды  при стоимости около 400бат c человека. Если ехать автобусом из Чиангмая в Сукхотай или наоборот дорога займет 4часа. Помимо этого можно добраться самолетом, например “Бангкок аирвейс” есть ежедневный рейс из Бангкока — аэропорт “Suvarnabhumi”, цены  начинаются от 1700б., время в пути 1.20ч.
А для любителей экзотики и совсем новых впечатлений можно взять билеты на поезд из Бангкока или например из Суратхани прямо до Сукхотая.
«Если берете билеты на поезд, будьте внимательны и берите билеты не в общий вагон а с лежачими местами. Был опыт передвижения из Суратани до Бангкока на поезде в общем вагоне, ехать долго, людей много, сидеть пришлось на полу почти всю ночь.«

 

 
Важные замечания
При приобретении билетов на автовокзале в Бангкоке обратите внимание, что продаются билеты от различных компаний с различными ценами. Как правило автобусы с более дешевыми билетами останавливаются в большем количестве мест и поэтому находятся в пути дольше.
Если цель вашей поездки исторические достопримечательности, то  в Сукхотае выйти вам нужно в старом городе остановка называется “Old Town”, водители автобусов знают. Старый город Расположен в 12км. от нового. И в старом городе нет Банкоматов, и больших супермаркетов. Но за то есть немного приятных мест где можно покушать и пара супермаркетов 7/11 — все что нужно для жизни.
Часть храма  Махатхат  — «Wat Mahathat». Сукхотай Тайланд.

 

2. Где остановиться и передвижение на месте.

Цены, качество номеров и выбор в Сукхотае нас сильно обрадовали.  Есть как дешевые гестхаусы так и более дорогие отели и отельчики. Цены на жилье показались  дешевле чем в Аютхае, с учетом того, что в Аютхае они не были высокими. Мы останавливались в месте по названием “Old Town”. Это очень близко к самому историческому парку. Рядом с отелями есть возможность арендовать мотобайк или велосипед. Велосипеды, которые они дают в аренду можно назвать античными, но они все еще на ходу. Если до этого были в Аютхайе то примерно та же самая история с велосипедами. В общем нас это не испугало и мы взяли их на прокат. На велосипедах можно передвигаться по самому историческому парку, что не сделаешь на байке. И более внимательно рассматривать все вокруг, да и в конце концов это более спортивно.
Во время утреней прохлады, встретив рассвет в парке, кататься на велосипеде  и  знакомиться с историей Тайланда в живую, а не по книжкам, посещая великолепные исторические памятники, было действительно здорово.
Храмы в Северной части. Сукхотай.

Но кое-где мы все таки просчитались, все исторические достопримечательности здесь не ограничиваются территорией только основного парка,  есть несколько интересных храмов в паре десятков километров от центрального парка и некоторые да же дальше. Их нет так много, но они есть. Это первый момент.  Второй момент утренняя прохлада, в конце концов, проходит и начинается жара. Думаю, в следующий раз мы снимем байк, а по парку, хотя он и большой, можно и пешком походить, ходьба то же мероприятие спортивное и полезное.

В целом на посещение всех храмов и окрестностей хватает два дня. Но само место очень хорошее и по своему приятное, не зря же оно включено во всемирное наследие Юнеско.
По этому, что бы насладиться этой атмосферой, которую вы точно почувствуете, когда попадете туда, можно остаться еще на пару дней и просто отдохнуть —  если позволяет время.
Часть храма Махатхат «Wat mahathat». Сукхотай.

 

 

4. Исторические заметки.

(здесь будет приведено немного  исторической информации)
Царство Сукхотай Было одним из ранних царств в этом регионе. Оно просуществовало с 1238г. до 1438г.  Еще до образования царства город Сукхотай был центром торговли и привлекал к себе людей из разных мест, в основном происходила миграция народов Таи. Но на рассвете своего существования уже как царство оно все еще находилось под властью доминирующей Кхмерской империи.
Статуя царя Рамакхаенга в Сукхотае.
Историки считают, что самостоятельная история Сукхотая началась в 1180г., во время правления Пxо Кхун Сри Нав Намтхом (Pho Khun Sri Naw Namthon, Пхо Кхун сиамский титул, который переведется примерно как “почтенный Отец”. ). Он был правителем не только царства Сукхотай но и периферийных территорий. Сукхотай сохранял свою автономность до тех пора не был завоеван приблизительно в 1180г., Монами из царства Лава.
В 1239г. Два брата Пхо Кхун Банглангкхао и Пхо Кхун Пхамеунг (Pho Khun Bangklanghao, Po Khun Phameung) отобрали Сукхотай из рук Монов. Они решили поднять востание и Освободиться от империи Кхемров, одной из причин восстания были большие налоги.
Банглангкхао правил царством под именем Шри Индрадитья, он взял себе этот титул в тот момент, когда взошел на престол. Имя Шри Индрадитья было взято из Санскрита и обозначает “Солнечный Царь с силой Индры» (Индра — божество из индуизма, которое в некоторых источниках упоминается как божество, которое помогало Будде). Вместе со своим приходом к власти Банглангкхао стал основателем династии Пра Руан – основной правящей династии в царстве Сукхотай. Он так же расширил границы царства, включив в него приграничные города. К концу его правления 1257г. царство Сукхотай занимало территорию всей верхней долины реки Чао Прайя (Chao Phraya). (Карты и описание граничащих с Таиландом стран можно посмотреть здесь).
Некоторые Тайские историки считают, что основание царства Сукхотай являлось началом их нации, так как очень мало известно о Тайских царствах до периода Сукхотай. В этот же период наблюдается значительное развитие культуры, плоды чего мы видим в культуре современной и что не происходило до образования царства Сукхотай.Правда, что бы быть объективным необходимо упомянуть, то что некоторые  современные исторические исследования показывают что Тайсксая история началась немного раньше периода Сукхотай.
Во время взятия города Сукхотай второй по старшинству 19 летний сын Шри Индрадитьи (Первого царя царства Сукхотай), проявил не малую отвагу за что получил имя Рамакхамхаен (обозначает Рама смелый). Рамахаенг или Рама смелый, стал третьим царем королевства Сукхотай после своего старшего брата Бан Муанг’а и правил в период с 1279 —1298г.

 

Останки керамических печей. Сукхотай.

 

Считается что В период правления Царя Рамакхамхаенга был золотой век культуры царства, в этовремя было достигнуто:

  • Расширение границ царства;
  • Установление Буддизма основной и государственной религией;
  • Создание Тайского Алфавита;*
  • В этот период были налажены хорошие отношения с Юаньской династией монгольской империи, от кого они научились искусству керамики. **
Каменная стелла с Тайским Алфавитом,  найденная короле Монгкутом.
* Интересный факт, стелла на которой написан тайский алфавит – так сказать исходная каменная азбука, созданная при короле Рамакхамхаенге в 1283, была потеряна и найдена 600 лет после при Короле Монгкуте.
** В старом городе в Сукхотае есть небольшая антикварная лавка. По словам продавца в ней вы можете приобрести керамические изделия найденные местными жителями на территории старого города во время работ на полях, строительства и других работ связанных с раскопкой земли. Оценить правдивость слов трудно, но дизайн и формы изделий действительно редкие и не популярные.
После царя Рамакхамхаенга было еще шесть правителей царства Сукхотай. После его правления, границы царства понемногу начинают уменьшаться, больше не происходит интенсивного роста государства. И в 1438 Аютхайя включает Сукхотай в свой состав. Нужно так же отметить, что вассальная зависимость Сукхотая от Аютхайи началсь уже в 1378г.

 

Надпись на одном камне о Сукхотае:

Существует каменная запись, которая описывает правления короля и говорит о процветании и счастье жителей царства. Эта надпись хорошо известна жителям Тайланда.

 

Регион Сукхотай хороший; 

В воде есть рыба; На земле есть рис; 

Король не взимает налог на людей, которые путешествуют по дороге вместе, ведя за собой своих быков на пути к торговле и ведя своих лошадей на пути к продаже; 

Тот кто хочет торговать в слонах, пусть торгует; 

Тот кто хочет торговать в лошадях, пусть торгует;

Тот кто хочет торговать в золоте и серебре пусть торгует.

Карта исторического Парка Сукхотай.

 

5. “Борьба с жарой и ароматы Манго” — О посещении исторического парка.

Статуя стоящего Будды.
Основная часть всех исторических достопримечательностей собрана в центральном парке, обратите внимание на его схему. Границы парка были выбраны не случайно. В прежние времена город был обнесен несколькими рвами заполненными водой, так вот современная граница парка практически проходит по границе старых укреплений. В некоторых местах защитные укрепления сохранились и до наших дней, только правда в виде небольших оврагов, заросших травой и кустарниками, но все еще узнаваемых как искусственное творение. Особенно хорошо это заметно в северной части парка на карте “Nothern Park.” Если вы отправитесь исследовать храмы в этой части то не  заметить это будет трудно  – это на основной дороге и там есть табличка указатель. Вообще на территории всего парка есть таблички с описанием.

 

Для входа в парк необходимо приобрести билет, место где продают билеты находится слева от основного входа. Здесь так же можно взять карты, описания и аудиозаписи-аудиогид с описаниями всех мест — правда языки только Китайский и Английский. Все интересные места промаркированы номерами и если вы взяли ауидогида на прокат, то подходя к каждому месту он вам расскажет удивительную историю этого сооружения. Информация у аудиогида и в разных источниках и путеводителях, которые можно найти немного разнится, но путеводители не противоречат друг другу, а только дополняют.
Билет действует в течении всего дня до 6 вечера. И это очень удобно, так как можно выйти из парка и переждать обеденную жару в тени деревьев или местном ресторане, а потом с новыми силами отправиться изучать окрестности. Можно и перекусить на территории парка, это не возбраняется. Старый город был восстановлен с малейшими деталями. И вся система водоснабжения города, которая имеет Кхмерские корни и похожа на мелиорационную в “Ангкор ват” так же была восстановлена. Это была очень важная часть города, которая позволяла сохранить запасы воды в сухие сезоны,. Вода была необходима для жизни и сельскохозяйственных работ. Помимо этого эти озера-водохранилища имеют и эстетическое значение. Если посмотреть на карту, то посередине находится самый большой храм “Ват Махатхат”, а в самой правой части от него можно заметить небольшой храм, который находится на острове на одном из озер. Так вот в этом месте, благодаря расположению всех озер постоянно создается приятный поток воздуха и в независимости от времени года там можно спокойно посидеть в теньке под деревом или в специальном гамаке, приятно обдуваемом даже в самое жаркое время суток. Это действительно самое прохладное место во всем городе, о чем даже упоминается в путеводителе.  Если захотите это проверить, так это или нет то можно взять перекус с собой и провести обеденную сиесту именно там или даже немного вздремнуть.

Сам парк необычайно красивый, древние храмы, озера, Баньяновые и Манговые деревья. Торговые площади…Во время прогулок жизнь старого Сукхотая как будто оживает. Вот здесь жили монахи, вот здесь шла торговля, а вот там проходили городские собрания, которыми руководил сам верховный правитель. А если быть более внимательным то можно найти камень основания города, на котором находится, что то похожее на домик духам в современном Тайланде, и это не случайно. Тогда все было более серьезно, что бы город процветал специально подготовленные астрологи из школы астрологии определяли место и время, где и когда следовало заложить город. И именно в этом месте город потом и строили. Считалось что в этом месте жили духи города,  а может и сейчас живут, которых нужно постоянно ублажать для хорошей торговли и роста города.
Керамические печи в зарослях. Сукхотай.

Все посещение лучше всего разбить на две части. Сначало посетить внутреннюю часть, то что находится внутри стен, это можно посетит как пешком так и на байке. А потом можно отправиться к внешним храмам и строениям, которые не менее удивительны. Если нет желания или времени посещать все, то наша рекомендация, все таки обратить внимание на северную часть
“Nothern part” и западную часть “Western part”, туда лучше уже добираться на транспонте с двигателем внутреннего сгорания, хотя для сильных духом и велосипед сойдет . Основной храм в северном секторе “Nothern part” так же окружен озером, когда мы добрались до туда, честно говоря я был сильно удивлен. Во первых храм Пхра пай Луанг — «Wat Phra Phai Luang» старше города Сукхотай. А во вторых все озеро покрыто цветами лотоса. Трудно передать словами как выглядят развалины огромного Буддийского храма в центре озера заросшего огромными цветами лотоса. Помимо этого, я уже упоминал, там растет очень много диких Манго, вся эта территория буквально пропитана ароматами Манго.
В свое время царь Рамакхамхаен пригласил Китайских ремесленников для производства кермаки. История Китая и Тайланда неразрывно связаны. С правой стороны по дороге из Северной части “Nothern part” в Западную часть “Western part” есть непонятный с первого взгляда указатель вокруг, которого ничего нет. Но если сойти с обочины поглубже в рощу, то вы с удивлением обнаружите земляные керамические печки. Честно сам не знаю, почему мы вообще поперлись в эту рощу, так как вокруг знака, который на них указывает их да же не видно, но в общем нашли.
Храм Си Чум «Wat Si Chum» Западная часть парка Сукхотай.
Западная “Western part” более сакральная, храмы там разбросаны далеко друг о друга но так же очень интересны. Одной из основных достопримечательностей там является храм “Wat Si Chum”, где находится огромная статуя Будды, статуя выполнена так, что огромный Будда смотрит в глаза оюдям. А стены храмы достигают трех метровой толщины. В этих стенах есть потайной проход, ведущий к небольшому смотровому окну вверху. Говорят цари Сукхотая приходили в это место, послушать на что жалуется и, что просит народ. Еще одной уникальной особенностью этого храма являются настенные гравировки повествующие все 86 джатак о Будде. Стиль и форма в которой это выполнено не встречается больше ни где.
Храм Сапан Хин «Wat Saphan Hin».
Еще один храм, который следует упомянуть это храм “Wat Saphan Hin”. Находится этот храм примерно в 20м. езды на велосипеде от храма “Wat Si Chum”, но не большая часть пути идет в горку. Да и сам храм находится на холме, его вы увидите за долго до того как доберетесь до него. “Wat Saphan Hin” – обозначент каменный мост, к самому храму ведут каменные ступени. Существует запись на каменной плите, найденная королем Монгкутом, которая рассказывает о том, что, цар Рамакхамхаен, выражая дань уважения этому каменному Будде в ночь полной луны, взошел на это холм на своем белом слоне.

На территории исторического парка проходит несколько фестивалей. Один из самых красивых фестивалей здесь это “Лой Кратонг” октябрь/ноябрь. Именно здесь традиционный Тайский праздник света и огня сопровождается великолепным шоу, включающим грандиозные исторические представления.
Не далеко от города Сукхотай расположен еще один исторический парк, и желающие легко смогут добраться до туда самостоятельно и или на общественном транспорте. Находится он в районе приблизительно 50км..
6.     Важные исторические моменты в  Буддизме на территории  Сукхотая.
В искусстве Буддизма Сукхотая родились  новые элементы, в результате смешения традиций различных регионов. А в первую очередь Традиций Кхмеров и народов Шриланки. Некоторые из этих элементов так и остались уникальной частью Культуры эпохи Сукхотай, а некоторые сохранились до нашего времени.
Статуя Будды Храм Махатхат.
Здесь в исполнении лица Будды хорошо
видно проявление стиля  изобразительного
стиля Сукхотай.

В свое время Шриланкийская Буддийская секта была очень сильна в Бирме. Несколько источников одновременно упоминают о монахе из Шриланки, который некоторое время проповедовал в Бирме, а за тем пришел в Сукхотай и принес новую форму Буддизма в этот регион – “порядок лесных Монахов». По мимо этого, в Храме Махатхат “WatMahathat” были найдены записи,  что один из принцев, член королевской семьи  стал монахом и отправился в Шриланку. Точной даты когда неизвестно, но возможно как Бирманские монахи того времени он отправился в  Шриланку уже будучи монахом, что бы получить более высокое посвящение. Пробыв там достаточно долгое время, и изучая  Тхеравада Буддизм, он  вернулся обратно в Сукхотай. И принес с собой несколько святынь – реликвий,   это могли быть – зуб, несколько волос и кость Будды. Сохранилось несколько объемных записей описывающих все чудеса, и необыкновенные свойства этих реликвий.

Все это указывает на хорошие культурные взаимоотношения между Шриланкой и Сукхотаем, которые оказали влияние на Искусство Буддизма в царстве Сукхотай и в последствии в Тайланде в целом. В основном это проявилось и сохранилось до наших дней в выполнении изображений Будды.
Изображения Будды периода Сукхотай выполнены в гладких линиях и округлых формах, создающих бескостную, невесомую элегантность. В различных частях тела проявляются идеальные абстракции основанные на формах животных такие как:   “Гладкие плечи как хобот слона, торс как у льва, нос как у попугая”. Черты лица подчеркнуты гладкими и приятными линиям. Над головой пламя-образная ушниша, которая говорит о наивысшей просветленности Будды.
Так же некоторые, канонические в Тайланде формы Будды, как например шагающий Будда с одной занесенной чуть вперед ногой и поднятой вверх рукой на уровне груди, существуют только в Тайланде и их невозможно найти на родине Буддизма в Индии.

Все эти изменения происходили в период после правления короля Рамакхаенга и во время правления Короля Литхая (LiThai) и его приемников, которые уделяли очень много внимания религии во время своего правления.


6. Список основных 10ти Храмов.

(*Будут приведены описания только основных храмов так как в сумме их около 50.)

Список основных строений  во внутренней части:

1.Королевский дворец: Королевский дворец расположен в центре города, в окружении ров и сотоит из двух основных частей: королевская резиденция и святилище королей. Здесь же находится знаменитая каменная надписьКороль Рамкамхенга Великого,  найденная королем Монгкутом (Рамы IV) в 19 веке вместе с частью каменного трона Позднее трон переместили во дворец изумрудного Будды в Бангкоке.
2.Храм“ ВатМахатхат” – “ Wat Mahathat”: Самый крупный храм в Сукхотае – королевское святилище. Состоит из основной части Чеди (колоколобразная ступа) и полуразрушенной Вихары (Было  внутренним помещением, где сейчас находятся колонны и каменная статуя Будды). В центре внимания, оказывается сидящий Будда в окружении колонн. Храм несколько раз достраивался  в 1362г. королем Литаем блыа установлена огромная, бронзовая статуя Будды. Которую король Рама — I в 18веке переместил в “WatSuthat” в Бангкоке.
 Часть Храма Махатхат «Mahathat»
 3. Храм “Маи” —  “Wat Mai”: Кирпичная Вихара в стиле Аютхая  — основное святилище, колонны сделаны из Латерита. Было найдено изображение фигурки Будды,  сидящем на Наге в стиле “LopBuri”.  Сейчас эта фигурка находится в национальном  музее имени Рамкамхенга.
4.Храм Трапханг Тхонг – “WatTraphanThong”: Храм расположен на небольшом островке большого бассейна. Здесь вы увидите латеритные  руины Сингальского стиля чеди и более поздние изваяние отпечаток ступни Будды, созданное при Короле Литхае в 1390г. Это самое сакральное место во время проведения фестиваля Лой Кратонг. Храм находится в оживленной городской части.

5. Храм Си Савай “ WatSiSawai”: Храм с тремя прангами, окруженными летеритными стенами. Изначально храм был Индуистским.  Три пранга (строения в виде кукурузин) символизирует тройственный символизм Индуизма (Брахма, Вишну, Шива). Здесь же были найдены останки индуистских скульптур.
Храм Си Саваи «Wat Si Sawai»

 

Фрески прнгa храма Си саваи «Wat Si Sawai».

 

6.Храм Трапханг Нгоен – “Traphan Ngoen”: Основной символ Храма стоящий Будда в четырех нишах.Так же рядом есть не большая вихара и не большой островок с убосотом (убосот – место посвящения в монахи и место основных религиозных церемоний).


Описание основных строений  во внешней части парка:


7.  ХрамПхраПхайЛуанг – “Wat Phra Phai Luang”: Самый красивый храм, окруженный озером с лотасами. Находится в северной части. (Nothern Part). Это второй по величине Храм, после храма Махатхат. Так же этот храм, скорее всего, старше чем сам город. Он был построен во времена правления Кхмерского царя  Джаявармана ( Jayavarman VII ). Царя во времена правления которого были построены гробницы Анкгор ват’а. Не сомненно этот храм построен в Кхмерском стиле. Храм перестраивался, увеличивался и изменялся сквозь века. Как и у большинства храмов того периода основные изображения Будд направлены лицом на Запад. Храм содержит изображения Будды четырех видов: сидящего, лежащего, стоящего и шагающего. На территории этого храма были найдены Индуистсике фигурки  фаллической формы.
 Храм Пхра Пхай Луанг – “Wat Phra Phai Luang”

 

Храм Пхра Пай Луанг — «Phra Phai Luang»
Фреска наги на храме.
8. Храм Си Чум – “Wat Si Chum”: Расположен примерно в 1.500км от Храма Махатхат. Храм Кубической формы с огромной статуей Будды высотой 11.3м. Которая выполнена так, как будто Будда смотрит на вас с верху в низ.. А стены храмы достигают трех метровой толщины. В этих стенах есть потайной проход, ведущий к небольшому смотровому окну вверху. Говорят цари Сукхотая приходили в это место, послушать на что жалуется и, что просит народ. Еще одной уникальной особенностью этого храма являются настенные гравировки повествующие все 86 джатак о Будде. Стиль и форма в которой это выполнено не встречается больше ни где.
9. Храм Чанг Лом – “Wat Chang Lom”: Храм окруженный слонами. В этом храме хорошо прослеживается влияние культуры Шриланки и Монов на исскуство царства Сукхотай. Основная часть это храма ступа в форме колокола. Слоны выполнены в отличной форме, чем в храме Чанг Лом – “Wat Chang Lom”. Последние исследования говорят, что храм, скорее всего был постоен в 15 веке.

Храм Чанг Лом «Wat Chang Lom».
10. Храм Супхан Хин –“Wat Suphan Hin”: Название переводится как каменный мост, здесь имеется в виду каменные ступени, которые ведут на 200м холм. Храм знаменит статуей стоящего Будды и легендой. По легенде царь Рамакхаенг взобрался на этот холм на своем белом слоне, в честь уваежения к этой статуи Будды.

Как мы добирались:

Мы добирались, в преддверье Сонгкрана, в это время в Тайланде точно так же как в и России перед новым годом. Если не купил билетов заранее, то скорее мест нет и не будет, причем мест нет ни на какой транспорт. По этому, наш маршрут был экзотическим и по своему интересным.
Пхукет – Суратани (на автобусе);

  • Суратани – Бангкок (поезд, ночью, в общественном вагоне – ШИКАРНО!);
  • Бангкок – Аютхайя (снова поезд, но теперь все  приятно);
  • Аютхайя – Сукхотай (автобус).

Во время нашего передвижения по  дороге Аютхайя – Сукхотай у нас зазвонили телефоны – друзья передали о том, что на Пхукет надвигается Цунами. В общем дорога не была скучной. Немного попереживали. Но на следующий день узнали, что все в порядке, цунами не было.

C уважение Егор.

Читайте также: